Меню

Синдром когнитивного нарушения

0 Comments

Легкое когнитивное расстройство: что это такое

Многим людям достаточно неприятен факт наличия трудностей с восприятием различной информации, быстрая утомляемость и другие проявления снижения интеллектуальных способностей. Для описания подобных нарушений работы головного мозга, используется медицинский термин «когнитивное расстройство». Здесь следует отметить, что данное заболевание не представляет опасности для человеческой жизни. Справиться с этой болезнью можно при помощи медикаментозного лечения и сеансов психотерапии. Современный уровень медицины позволяет добиться не только стабильной ремиссии, но и полностью снизить вероятность проявления болезни.

Легкое когнитивное расстройство — это начальные расстройства высшей мозговой деятельности в большей мере в области памяти

Как проявляются когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения, что это такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем, что такое когнитивные функции. Данное понятие отображает способность воспринимать и усваивать полученную информацию. Помимо этого, в когнитивные функции входит сообразительность, умение ориентироваться во времени и пространстве, грамотное изложение своих мыслей и двигательные навыки.

На определенном жизненном отрезке, человек встречается с проблемой, которая выражается в различных сбоях в работе рассматриваемых функций. Забывчивость и рассеянность, проявляющаяся время от времени, еще не является показателем развития болезни. Однако, когда человек регулярно сталкивается с тем, что определенные личности, события и названия объектов «вылетают из головы», следует задуматься о наличии нарушений в мозговой активности. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть факт наличия когнитивного расстройства, следует обратиться к неврологу.

Клиническая картина

Синдром когнитивных нарушений проявляется в виде набора определенных симптомов. Специалисты, занимающиеся исследованием этого заболевания, говорят о том, что клиническая картина этого заболевания взаимосвязана с состоянием определенных отделов головного мозга.

Поражение левого полушария приводит к тому, что больной испытывает трудности с чтением, письмом и счетом. На определенных этапах развития заболевания проявляются трудности с логическим мышлением, вычислительными способностями и проведением анализа. Поражение правого полушария приводит к трудностям с ориентацией в пространстве. Помимо этого, у больного наблюдаются проблемы с творческими способностями. Отсутствие способности мечтать, фантазировать и проявлять собственные эмоции, приводит к тому, что человек полностью запирается в собственном мире.

Подобные нарушения могут привести к проблемам, связанным с восприятием звуков и запахов. Также лобные доли головного мозга отвечают за эмоциональное восприятие окружающей реальности и за воспоминания. В той ситуации, когда болезнь сопровождается поражением теменной доли, больной испытывает трудность с ориентацией в направлении, чтением и письмом. Затылочные доли несут ответственность за зрительное восприятие, умение анализировать, распознавать людей и окружающие объекты. При поражении мозжечка, больной страдает от нарушения речи и часто проявляет неадекватное поведение.

Симптомы заболевания нарастают при интенсивных интеллектуальных нагрузках

Легкая форма когнитивного расстройства

Легкое когнитивное расстройство, что это такое? Данная форма заболевания является своеобразной начальной стадией развития нарушений в активности мозга. Чаще всего эта форма заболевания затрагивает память больного. Одна из главных причин формирования этой патологии – возрастные изменения организма. Помимо этого, к развитию легкого когнитивного расстройства могут привести черепно-мозговые травмы и энцефалит.

Данный тип заболевания характеризуется повышенной утомляемостью при осуществлении деятельности, требующей постоянной концентрации внимания. Помимо этого, у больного наблюдается рассеянность и проблемы с выполнением целенаправленных задач. Довольно часто у больных наблюдаются сложности с осознанием полученной информацией и проблемы с правильным словесным отображением собственных мыслей.

Специалисты из области психологии говорят о том, что данный процесс полностью обратим. Симптомы рассматриваемого заболевания проявляются только в случае длительных умственных нагрузок. Полноценного сна и длительного отдыха достаточно для того, чтобы полностью избавиться от проявлений заболевания. Но важно обратить внимание, что для того, чтобы не допустить возможного прогресса заболевания, следует уделить повышенное внимание своему здоровью.

Умеренная форма патологии

Умеренные когнитивные нарушения характеризуются ухудшением мозговой активности, которые выходят за рамки возрастной группы больного. Об умеренности выраженности заболевания говорят симптомы, не достигающие степени деменции. Зачастую симптомы, свойственные этой форме патологии проявляются ближе к шестидесятилетнему возрасту.

Отсутствие своевременно принятых мер может привести к тому, что в ближайшие несколько лет у пациента наступает деменция. Согласно статистическим данным, примерно у каждого третьего пациента наблюдается медленный прогресс заболеваний. Если в этот момент наблюдаются проблемы сразу с несколькими когнитивными функциями, необходимо срочно получить консультацию опытного врача.

Снижение когнитивной продуктивности проявляется в сферах памяти, мышлении, речи, поведении

Тяжелая форма когнитивных нарушений

Эта форма патологии наблюдается у пациентов, входящих в старшую возрастную группу. Чаще всего развитие патологии вызывает прогресс болезни Альцгеймера. Данное заболевание характеризуется отмиранием определенных нейронов. Одним из первых признаков прогресса БА — частичная потеря памяти. У некоторых пациентов выпадают из памяти довольно важные жизненные события. На определенных этапах болезни проявляется неспособность ориентации в пространстве и правильном выражении собственных мыслей. Из-за трудностей в повседневной жизни, больной человек нуждается в тщательном уходе и заботе близких.

Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга достаточно распространенное явление. В этой ситуации страдает не сама память, а интеллектуальные способности больного. У больного появляются трудности с концентрацией внимания, замедляется ход мыслей и пропадает способность различать полученную информацию. Тяжелая форма когнитивных расстройств сопровождается значительным повышением тонуса мышц, что приводит к изменению походки. Наличие вышеперечисленных симптомов является своеобразным сигналом о необходимости лечения и прохождения нейропсихологического обследования.

Причины развития болезни

Специалисты разделяют причины развития рассматриваемого заболевания на две категории:

Функциональное расстройство психики тесно связано с длительными эмоциональными нагрузками, стрессом и перенапряжением. Влияние перечисленных факторов может привести к развитию болезни у человека любого возраста. В большинстве случаев, подобные факторы влекут за собой развитие обратимой формы заболевания, которая не требует врачебного вмешательства.

Чаще всего полноценный отдых и сон нормализуют состояние больного.

Когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста

Органические нарушения активности головного мозга являются следствием воздействия на организм различных заболеваний. В большинстве случаев, подобные изменения проявляются у пожилых людей и имеют устойчивый характер. Несмотря на это, существуют современные методы, позволяющие не только добиться положительного результата, но и полностью решить эту проблему. Специалистами выделяется целый перечень различных факторов, вызывающих различные формы тяжести когнитивного расстройства:

  1. Недостаточное питание определенных отделов головного мозга. В данную категорию входят сердечно-сосудистые патологии, гипертония и инсульт. Для того чтобы снизить выраженность симптомов расстройства, больной должен уделять повышенное внимание уровню артериального давления, а также холестерина и сахара в крови.
  2. Болезнь Альцгеймера и атрофия головного мозга. В этой ситуации клиническая картина прогрессирует поэтапно, развиваясь на протяжении многих лет. Своевременная терапия позволяет стабилизировать состояние пациента и снизить выраженность заболевания.

Помимо вышеперечисленных патологий, когнитивные нарушения могут быть вызваны нарушениями метаболизма, сердечно-сосудистой недостаточностью, злоупотреблением спиртными напитками и сильным отравлением токсичными веществами.

Патология в детском возрасте

Когнитивные нарушения у детей регистрируются довольно редко, и являются следствием болезней, которые затрагивают центральную нервную систему. Развитие рассматриваемого заболевания может быть связано с родовой травмой или перенесенными инфекционными болезнями в момент вынашивания плода. Помимо этого, существует вероятность врожденных нарушений в функциях нервной системы.

В младенческом возрасте распознать признаки когнитивных нарушений достаточно сложно. Именно сложностью диагностики можно объяснить отсутствие положительной динамики в большинстве случаев в рассматриваемом заболевании у детей. Своевременно принятые меры позволяют не только получить положительный результат, но и закрепить его, что позволит избежать рецидива болезни.

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Возрастные изменения организма затрагивают не только внутренние органы, но и сам мозг. Согласно данным специалистов, по достижению тридцати лет, масса мозга начинает постепенно уменьшаться. Примерно к восьмидесяти годам среднестатистический человек теряет до пятидесяти процентов массы нейронов. Оставшиеся нейроны изменяют свои функции, что приводит к внешним переменам. Именно такие перемены и проявляются в виде когнитивного расстройства.

Когнитивный дефицит сопровождается повышенной раздражительностью, высокой степенью обидчивости, проблемами с памятью и ограниченностью мышления. Больные часто демонстрируют перемены в настроении и чувство тревожности. Наряду с этим наблюдаются такие симптомы, как недовольство поведением окружающих людей, и дезориентация в социально-бытовой сфере. Если на данном этапе не приступить к терапии, то дальнейший прогресс болезни может привести к более катастрофическим последствиям.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти

Диагностические методы и терапия

Диагностика когнитивного расстройства основывается на сборе данных анамнеза, и оценке состояния больного его ближайшим окружением. Помимо этого, в задачу врача входит определение неврологического статуса, при помощи специальных методов тестирования. Наряду с этим проводятся различные аппаратные исследования, позволяющие определить состояние головного мозга. Для определения депрессии у больного, используется специальная методика Гамильтона.

Терапия рассматриваемого заболевания включает в себя использование препаратов, входящих в нейрометаболическую группу. К таким лекарствам относятся «Пиритинол» и «Пирацетам». Помимо них используются различные медикаменты для терапии БА. Из этой категории лекарственных средств следует выделить «Ипидакрин» и «Мемантин». В состав комплексного лечения входит использование комбинированных средств, действие которых направлено на повышение мозговой активности. Чаще всего стратегия лечения и назначение препаратов осуществляется в индивидуальном порядке и основывается на форме заболевания.

Как предупредить развитие когнитивных нарушений

Для того чтобы избежать подобных проблем, связанных с нарушением мозговой активности, следует уделять повышенное внимание состоянию собственного здоровья. Многие специалисты рекомендуют уделять как можно больше внимание физическим нагрузкам, общению с другими людьми и тренировке памяти.

Для того чтобы снизить риск развития когнитивных нарушений, следует следить за своим рационом, отказаться от употребления алкогольных напитков и придерживаться правильной диеты. На сегодняшний день многие специалисты рекомендуют в целях профилактики пройти лечение фитопрепаратами.

Синдром когнитивного дефицита у детей. Возможности молекулярно-резонансной коррекции

Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными неврологическими нарушениями (аутизм, синдромы гиперактивности и дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций, эпилепсии и др.). Особое место в группе больных с синдромом когнитивного дефицита занимают дети с церебральными параличами, когнитивные нарушения у которых базируются на органических очаговых или диффузных неврологических расстройствах. Но это – тема для другого разговора. Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30-56% здоровых школьников. Возрастает число детей, имеющих сложности при обучении в школе.

При комплексной реабилитации любых нарушений сфер жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста основные усилия всех специалистов направлены на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита, нарушающего общение и обучение детей. Не только своевременная диагностика когнитивных нарушений, но и оценка уровня компенсаторных (потенциальных) возможностей, адекватная медико-психологическая помощь в значительной мере снижают степень психоэмоционального дискомфорта, повышают социальные возможности ребенка в плане обучения, психологического контакта. Считается, что в настоящее время можно говорить о новом направлении в детской неврологии — когнитивной неврологии. Современные диагностические и лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка, адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик – когнитивных(познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих). Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные функции, социально значимые для любого возраста, — память, восприятие, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и эндогенные и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС, социальная депривация).

В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний – как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью. Причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков. Считается возможным говорить о первичной (врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма.

К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения, а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив, легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок, сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим. Не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается.

Симптомы дефицита внимания с (без) гиперактивностью встречаются у детей с головными болями, минимальной церебральной дисфункцией, эпилепсией (с купированными и некупированными судорогами), пограничными нарушениями интеллекта при наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, рассеянным склерозом, перенесшими гипоксическую энцефалопатию.

Как оказалось, на процессы памяти благотворно влияют пикамилон, пантогам, танакан; качество внимания повышается при приеме пантогама, семакса; при нарушениях воспрятия эффективны пантогам, кавинтон, биотредин; нарушения поведенческо-эмоциональной сферы купируются приемом глицина, фенибута; речевые расстройства корригируются приемом пантогама, аминалона.

Научные исследования показывают, что из всех известных методов лечения когнитивных расстройств только психостимуляторы и поведенческая терапия являются наиболее эффективными. Поведенческая терапия включает в себя инструктирование учителей и родителей о том, как наилучшим образом организовать окружающую среду ребенка, дать ему четкие указания и задания и как построить последовательную систему вознаграждений и негативных реакций в соответствии с поведением ребенка. Сюда же относится и обучение социальным навыкам, организация свободного времени, занятия спортом.

Несмотря на широкий спектр различных ноотропных препаратов, данная проблема еще далека от своего разрешения. Причины этого лежат в недостаточности знаний о фармакологически доступных нейрохимических и нейрофизиологических процессах, которые лежат в основе когнитивной деятельности.

Когнитивные расстройства являются отражением первазивного нарушения развития ребенка и характеризуются «качественными нарушениями», доминирующими среди которых являются трудности с приобретением речевых, познавательных, моторных и социальных навыков.

Собственные наблюдения за изменениями ЭЭГ, проводимые в возрастной динамике у детей с первазивными нарушениями развития свидетельствуют о наличии структурных изменений электрогенеза мозга, указывающих на его грубую дисфункцию. Клинические проявления у этих детей укладывались в клинику энцефалопатии или минимальной мозговой недостаточности. Синдром когнитивного дефицита характеризуется клиническим полиморфизмом, который отражает патогенетическую разнородность данного состояния. По существу, диагноз когнитивного дефицита является синдромальным.

Как нам представляется, нозологическая сущность в данном случае не играет ключевой роли, важно, что она отражает наличие выраженного неблагополучия мозга, стойкого нарушения его функций, приводящих к снижению функциональных возможностей пораженных нервных клеток.

С появлением новой физиотерапевтической аппаратуры, позволяющей проводить воздействие на различные структуры нервной системы на молекулярном уровне, появилась реальная возможность адресно влиять на процессы регуляции измененного электрогенеза головного мозга.

Нами был разработан новый метод частотно-резонансного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита.

Основанием для настоящей работы послужили результаты лечения 44 больных с синдромом когнитивного дефицита. В эту группу входили 23 ребенка с различными формами аутизма в возрасте от 3 до 9 лет, 9 детей школьного возраста с синдромом дефицита внимания с (или без) гиперактивностью, 7 детей с минимальной церебральной дисфункцией и 5 детей с астеноневротическими расстройствами вследствие имевшихся в прошлом закрытых черепно-мозговых травм. Проводилось комбинированное лечение на аппаратах молекулярно-резонансной терапии с подбором индивидуальных резонансных частот — аппараты матричной лазерной терапии (МИТ-1-МЛТ) и МРТ-терапии (МИТ-МРС). Трансцеребральная матричная лазерная терапия проводилась по контактно-мобильной методике с использованием модулированного полихроматического потока излучения в видимом диапазоне спектра от матричных головок с 45 излучающими лазерными светодиодами. Применялись матричные головки четырех цветов — красного, оранжевого, зеленого и синего с соблюдением законов оппонентных цветов Геринга и цветовых кругов Оппенгейма. Магнитотерапию проводили от двухканального аппарата МИТ-МРС по аналогичной методике. Разработанный метод лечения предусматривает воздействие на функционально значимые отделы мозга, принимающие участие в организации и становлении соответствующих когнитивных функций.

Основной задачей настоящей работы являлась разработка метода матричного квантового и электромагнитного воздействия в частотно-резонансном режиме на определенные структуры с целью коррекции патологического электрогенеза мозга при синдроме когнитивного дефицита у детей.

Публикации на эту тему отсутствуют.

В процессе лечения использовалась мощность потока излучения от 20 до 40 мв/см2 в зависимости от возраста ребенка и тяжести нарушения речевых и когнитивных функций. Курс лечения состоял из 20-25-30 процедур, проводимых ежедневно. Осложнений не наблюдалось ни в одном случае.

Всем больным проводилось исследование электрогенеза мозга с помощью компьютерной ЭЭГ с амплитудным картированием, соблюдением полосового формата и выведением амплитудного паттерна на «сырой» электроэнцефалограмме до и после лечения, а также состояния церебральной гемодинамики и ликворопроводящей системы по данным РЭГ и одномерной ультразвуковой эхолокации.

Лечение предусматривало воздействие на определенные структуры головного мозга в соответствии с клиническими особенностями проявлений когнитивного дефицита. При речевых расстройствах, сопровождающихся аутизмом, мутизмом, поведенческими и асоциальными проявлениями, воздействию подвергались орбитофронтальные и цингулярные отделы головного мозга, для чего излучатели аппаратов устанавливали трансорбитально; время воздействия – до 5 минут.

При нарушениях языковых и речевых функций по типу экспрессивной афазии, аграфии, акалькулии, алексии и речевой диспраксии воздействию подвергались речевые центры левого полушария головного мозга с экспозицией до 15 минут.

Дезартикуляционные трудности, сочетающиеся с зрительно-пространственными нарушениями при наличии прочих речевых расстройств вызывали необходимость в воздействии на правополушарные речевые центры продолжительностью до 15 минут.

При нарушениях эмоций и специфической памяти, асоциальных проявлениях, свидетельствующих о заинтересованности структур гиппокампа, излучатели аппаратов устанавливались на область нижнезадних отделов височных долей обоих полушарий головного мозга. Продолжительность воздействия до 15 минут. Каждый сеанс завершался воздействием на стволовые структуры мозга через большое затылочное отверстие.

Общая продолжительность сеанса комбинированной молекулярно-резонансной стимуляции составляла20-30 минут.

Эффективность нового метода безмедикаментозного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита оценивалась на основании динамики неврологической симптоматики, речевых показателей, эмоционально-поведенческих реакций, электрофизиологических и нейропсихологических изменений.

После курса молекулярно-резонансной стимуляции головного мозга у всех детей получена положительная динамика в виде качественного улучшения координационной сферы, развития тонкой моторики, уменьшения моторной дизритмии и содружественных синкинезий.

Логопедические исследования, проводимые в динамике, выявили качественные изменения речевых возможностей детей, проявляющиеся в становлении импрессивной речи, интеграции понятий и представлений. Возможности экспрессивной речи значительно повышались за счет улучшения артикуляции и ритма, качественно новых грамматических построений, синтаксических особенностей. Существенно обогащался словарный запас, значительно уменьшалось количество произносимых стереотипий, либо они исчезали вовсе. Менялся и сам характер и качество произношения, речь становилась плавной, ритмичной, без участия вспомогательной мускулатуры с исчезновением дислалии и эхолалии. После проведенного лечения дети с аутизмом стали охотнее использовать речь для расширения собственного кругозора, общения с другими детьми и окружающими их людьми, установления социальных контактов.

При оценке динамики эмоционально-поведенческих реакций достоверное улучшение достигнуто по всем показателям; особенно значимые изменения произошли по шкале познавательной деятельности, шкале социальных контактов и двигательной активности.

У всех детей повысилась концентрация внимания, появился интерес к окружающим людям и предметам и уверенность в себе и в своих действиях.

Динамика нейрофизиологических показателей до и после лечения свидетельствует о восстановлении физиологического электрогенеза мозга, уменьшении частотной асинхронии амплитудных колебаний, значительного снижения количества билатерально-синхронных волн и генерализованных вспышек тета- и дельта- диапазона, указывающих на снижение функциональных возможностей подкорковых и срединно-стволовых образований мозга.

Нейропсихологические исследования детей, проводившиеся в динамике, выявили заметное улучшение показателей в сфере произвольной регуляции деятельности, внимания, памяти и общей работоспособности. Заметно повысилась социальная активность, интерес к обучению, что в значительной степени облегчило социальную адаптацию детей.

Таким образом, анализ результатов лечения детей с различными проявлениями синдрома когнитивного дефицита свидетельствует о простоте, доступности, безопасности и высокой терапевтической активности комбинированной матричной молекулярно-квантовой и КВЧ-энергии с подбором индивидуальных терапевтических резонансных частот.

Динамика нейрофизиологических показателей подтверждает предположение о том, что базой для формирования когнитивных расстройств у детей служит глобальная дисфункция мозга.

Все изложенное выше дает возможность рекомендовать разработанный нами метод безмедикаментозного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита для включения его в комплекс медико-педагогических мероприятий на любом возрастном этапе.

Метод имеет четкую патогенетическую направленность.

Когнитивные расстройства: симптомы, профилактика и лечение

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. «Серые клетки» исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся. Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию. Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод: когнитивные расстройства — это нарушения функции познания индивида. Это не только забывчивость, но и ухудшение работоспособности, интеллектуальной работы. Если вы обнаружили эти симптомы у себя или у близких, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь поначалу лёгкая забывчивость может постепенно перерасти в потерю способности ясно мыслить и рассуждать, вы не будете помнить элементарные события дня. Потом наступит дезориентация в пространстве, частичная амнезия, и пропадёт умение самого себя обслуживать в быту.

Факторы риска

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты. Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности. В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В12 во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания. Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с церебрастеническим синдромом, который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется. Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе. Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов. Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов. Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: «Семакс», «Глицин», «Цераксон», «Кавинтон», «Ноотропил» и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Донепезил». Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни. Помните, что самолечение часто заканчивается обострением проблемы или даже летальным исходом. Поэтому при первых признаках когнитивного расстройства сразу посетите специалиста.

Синдром когнитивного нарушения

В.В. Захаров
Кафедра нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Москва

Одним из наиболее частых неврологических симптомов является нарушение когнитивных функций. Поскольку когнитивные функции связаны с интегрированной деятельностью головного мозга в целом, когнитивная недостаточность закономерно развивается при самых разнообразных очаговых и диффузных поражениях головного мозга. Особенно часто когнитивные расстройства возникают в пожилом возрасте. По статистике от 3 до 20 % лиц старше 65 лет имеют тяжелые когнитивные нарушения в виде деменции [2]. Встречаемость более лёгких когнитивных расстройств у пожилых ещё более велика и достигает, по некоторым данным, от 40 до 80 % в зависимости от возраста [25]. Современная тенденция к увеличению продолжительности жизни и соответственно к увеличению числа пожилых лиц в популяции делает проблему когнитивных нарушений крайне актуальной для неврологов и врачей других специальностей.

Определение когнитивных функций
Под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира [27]. К когнитивным функциям относится память, гнозис, речь, праксис и интеллект.
Память – это способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию. Функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга. Выраженные нарушения памяти на события жизни принято обозначать термином «амнезия» [5, 6, 27].
Гнозисом называется функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы. Первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга, а именно височной, теменной и затылочных долей [5, 6, 27].
Речь – это способность обмениваться информацией с помощью высказываний. Нарушения речи (афазии) чаще всего развиваются при патологии лобных или височно-теменных отделов головного мозга. При этом поражение височно-теменных отделов приводит к разного рода расстройствам понимания речи, а при патологии лобных долей первично нарушается способность выражать свои мысли с помощью речевых высказываний [5, 6, 27].
Праксис – это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки. Нарушения праксиса (апраксии) чаще всего развиваются при патологии лобных или теменных долей головного мозга. При этом патология лобных долей приводит к нарушению способности построения двигательной программы, а патология теменных долей – к неправильному использованию своего тела в процессе двигательного акта при сохранной программе движений [5, 6, 27].
Под интеллектом понимают способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом [5, 6, 27].
Для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования. Они представляют собой различные тесты и пробы на запоминание и воспроизведение слов и рисунков, узнавание образов, решение интеллектуальных задач, исследование движений и т. д. [5, 27]. Полное нейропсихологическое исследование позволяет выявить клинические особенности когнитивных нарушений и поставить топический диагноз. Однако в повседневной клинической практике провести полное нейропсихологическое исследование не всегда возможно. Поэтому в амбулаторной практике во всём мире широко используются так называемые скрининговые нейропсихологические шкалы, которые позволяют подтвердить наличие когнитивных расстройств в целом и оценить их количественно. Примером такой скрининговой шкалы является краткая шкала оценки психического статуса, которая приведена в таблице [17].

Синдромы когнитивных нарушений
Очаговое поражение головного мозга приводит к нарушению одной или нескольких когнитивных функций, в основе которых лежит единый патогенетический механизм. Такого рода когнитивные нарушения характерны для последствий инсульта, ушиба мозга или развиваются при опухоли мозга. Однако при наиболее распространённых неврологических заболеваниях поражение головного мозга не ограничивается одним очагом, но носит многоочаговый или диффузный характер. В таких случаях развивается нарушение нескольких или всех когнитивных функций, и можно проследить несколько патогенетических механизмов формирования нарушений.
Когнитивные нарушения при многоочаговом или диффузном поражении головного мозга принято классифицировать по тяжести нарушений. Наиболее тяжелым видом расстройств подобного рода является деменция. Диагноз деменции правомерен при наличии нарушений памяти и других когнитивных расстройств (по крайней мере, одного из следующих: нарушения праксиса, гнозиса, речи или интеллекта), которые выражены настолько, что непосредственно влияют на повседневную жизнь. Условиями диагностики деменции является также ясное сознание пациента и наличие установленного органического заболевания головного мозга, которое является причиной когнитивных нарушений [7, 13].
Деменция наиболее часто отмечается в пожилом возрасте, при этом самой распространённой причиной деменции является болезнь Альцгеймера (БА). БА представляет собой дегенеративное заболевание головного мозга, связанное с прогрессирующей гибелью ацетилхолинергических нейронов. Обычно это заболевание начинается после 65 лет. Первым и основным симптомом БА является прогрессирующая забывчивость на события жизни. В дальнейшем к мнестическим расстройствам присоединяются нарушения пространственной ориентировки и речи. На развёрнутых стадиях БА утрачивается самостоятельность пациентов, возникает необходимость в посторонней помощи [2, 23, 28].
При БА избирательно страдают те отделы головного мозга, которые находятся в непосредственной связи с когнитивными процессами. Напротив, первичные моторные и сенсорные корковые поля остаются относительно интактными, по крайней мере, на стадиях лёгкой и умеренной деменции, поэтому БА характеризуется избирательным страданием когнитивных функций. Очаговая неврологическая симптоматика, такая как парезы и параличи, расстройства чувствительности, нарушения координации движений, почти всегда отсутствует. Наличие очаговых неврологических симптомов в сочетании с лёгкой или умеренной деменцией свидетельствует против диагноза БА или говорит о сочетании этого заболевания с другой патологией головного мозга, чаще всего сосудистой [2, 23, 28].
Сосудистая мозговая недостаточность является второй после БА причиной деменции в пожилом возрасте. При этом непосредственной причиной поражения головного мозга являются повторные инсульты, хроническая ишемия мозга или, чаще всего, сочетание повторных острых нарушений и хронической недостаточности мозгового кровообращения. Клиническая картина сосудистой деменции значительно отличается от БА, при этом нарушения памяти на события жизни относительно не выражены, а на первый план клинической картины выходят интеллектуальные расстройства. Пациенты испытывают трудности при обобщениях, выявлении сходств и различий между понятиями, развивается значительная замедленность мышления и снижение концентрации внимания [2, 22].
В отличие от БА, сосудистая деменция практически всегда характеризуется сочетанием когнитивных нарушений и очаговых неврологических симптомов, при этом формируется синдром дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭ). Наиболее типичными проявлениями ДЭ являются псевдобульбарный синдром, гипокинезия, повышение мышечного тонуса по пластическому типу, асимметричное повышение сухожильных рефлексов, нарушение походки, тазовые расстройства [1]. Отсутствие указанных очаговых неврологических нарушений делает диагноз сосудистой деменции весьма сомнительным.
Важное значение в дифференциальной диагностике БА и сосудистой деменции имеет нейровизуализация – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга. При БА патологические изменения при нейровизуализации могут отсутствовать или представляют собой церебральную атрофию, наиболее выраженную в области гиппокампа. Напротив, сосудистая деменция характеризуется значительными изменениями при нейровизуализации в виде инфарктов мозга и диффузного разрежения плотности белого вещества (так называемый лейкоареоз).
БА и сосудистая деменция имеют общие факторы риска, такие как пожилой возраст, артериальная гипертензия и атеросклероз церебральных сосудов, носительство гена АПОЕ4 и некоторые другие, поэтому очень часто БА и сосудистая мозговая недостаточность сосуществуют. Клинико-морфологические сопоставления свидетельствуют, что почти в половине случаев БА имеются инфаркты мозга и лейкоареоз. С другой стороны, у 77 % пожилых пациентов с прижизненным диагнозом БА выявляются морфологические признаки сопутствующего нейродегенеративного процесса. В таких случаях принято говорить о смешанной (сосудисто-дегенеративной) этиологии деменции. Многие авторы предполагают, что распространённость смешанной деменции превосходит распространённость «чистой» БА или «чистой» сосудистой деменции [14, 18, 21].
Помимо БА, сосудистой и смешанной деменции, причинами тяжёлых когнитивных нарушений могут быть другие дегенеративные заболевания головного мозга, черепно-мозговая травма, опухоли мозга, нарушения всасывания спинномозговой жидкости из желудочков (так называемая арезорбтивная гидроцефалия), нейроинфекция, дисметаболические нарушения и т. д. В литературе упоминается несколько десятков нозологических форм, которые могут приводить к деменции [2]. Однако распространённость данных заболеваний несопоставима с распространённостью БА, сосудистой и смешанной деменции. Три последние указанные нозологические формы отвечают, по данным статистики, за 70-80 % деменций в пожилом возрасте [2, 28].
Деменция представляет собой наиболее тяжёлые когнитивные нарушения. В подавляющем большинстве случаев деменция развивается постепенно, при этом тяжёлым когнитивным нарушениям препятствуют менее выраженные расстройства. В 1997 г. американский невролог R. Petersen предложил использовать термин «умеренные когнитивные нарушения» (англ. mild cognitive impairment, MCI) для обозначения когнитивных нарушений на преддементных стадиях органического поражения головного мозга [31]. Умеренные когнитивные нарушения (УКН) представляют собой недостаточность одной или нескольких когнитивных функций, выходящих за пределы возрастной нормы, но не ограничивающих повседневную активность, т. е. не вызывающих деменции. УКН является клинически очерченным синдромом. При нём когнитивные расстройства вызывают беспокойства самого пациента и обращают на себя внимание окружающих. Диагноз УКН подтверждается данными нейропсихологических методов исследования, которые выявляют более выраженное снижение когнитивных функций, чем допустимое по возрасту. Согласно эпидемиологическим данным, синдром УКН отмечается у 10-15 % пожилых лиц. Риск развития деменции в данной категории пожилого населения значительно превосходит среднестатистический риск (10-15 % в год по сравнению с 1-2 %). Долговременные наблюдения свидетельствуют, что в течение пяти лет у 55-70 % пациентов с УКН развивается деменция. Причины синдрома УКН повторяют причины деменции в пожилом возрасте. Чаще всего причиной УКН является нейродегенеративный процесс, сосудистая мозговая недостаточность или их сочетание [19].
По нашему опыту, наряду с деменцией и синдромом УКН целесообразно выделять также лёгкие когнитивные нарушения (ЛКН), при этом когнитивные расстройства выражены минимально и их объективизация требует применения весьма чувствительных нейропсихологических методик. Чаще всего ЛКН проявляется снижением концентрации внимания и нарушениями кратковременной памяти. Несмотря на незначительную выраженность, данные когнитивные нарушения могут вызывать обеспокоенность пациента и снижение качества жизни. В патогенезе ЛКН у пожилых лиц немаловажную роль играют собственно возрастные изменения. Известно, что, в среднем по статистике, когнитивные способности человека постепенно снижаются начиная с 20-30-летнего возраста [12]. В 1994 г. всемирная психогериатрическая лига предложила использовать специальную диагностическую позицию – связанное со старением когнитивное снижение (англ. aging associated cognitive decline, AACD) – для обозначения лёгких, по преимуществу возрастных нарушений когнитивных функций у пожилых лиц [26]. Однако на практике разграничить естественное возрастное когнитивное снижение и когнитивные расстройства, связанные с самыми ранними проявлениями сосудистых и дегенеративных заболеваний головного мозга, весьма затруднительно. Поэтому, с нашей точки зрения, термин «лёгкие когнитивные нарушения» является более корректным.

Обследование пациентов с когнитивными
нарушениями
Жалобы на снижение памяти или уменьшение умственной работоспособности являются основанием для проведения нейропсихологического обследования. При этом такие жалобы могут исходить как от самого пациента, так и от его родственников или ближайшего окружения. Последнее является более надёжным диагностическим признаком, так как самооценка пациентом состояния своих когнитивных функций не всегда объективна [4, 11].
В рутинной клинической практике нейропсихологическое исследование может быть ограничено простыми скрининговыми шкалами, такими как краткая шкала оценки психического статуса. Усложнение протокола нейропсихологического исследования не всегда целесообразно. Применение сложных тестов, увеличивая чувствительность метода, приводит к уменьшению специфичности полученных результатов, так как их выполнение в большой степени зависит от возраста и уровня образования больного.
Однако примерно у половины пациентов с активными жалобами на снижение памяти применение простых скрининговых шкал не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения. Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу. Особенно велика вероятность депрессии при жалобах на снижение памяти у лиц молодого или среднего возраста. Другой причиной отсутствия объективного подтверждения когнитивных нарушений при активных жалобах на память является недостаточная чувствительность скрининговых нейропсихологических шкал. Поэтому, помимо оценки и медикаментозной коррекции эмоционального состояния, в таких случаях целесообразно динамическое наблюдение за пациентом и повторные клинико-психологические исследования с интервалом в три-шесть месяцев [4, 11].
При наличии объективного подтверждения когнитивных нарушений следует постараться установить их причину, т. е. нозологический диагноз. При этом нужно иметь в виду, что когнитивные расстройства не всегда являются проявлением первичного заболевания головного мозга. Не так редко деменция или менее тяжёлые нарушения возникают в результате системных дисметаболических расстройств, которые, в свою очередь, являются осложнением различных эндокринных или соматических заболеваний. Чаще всего когнитивные расстройства дисметаболической природы связаны с гипотиреозом, заболеваниями печени или почек, дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты. Поэтому выявление деменции или менее тяжёлых когнитивных нарушений требует всесторонней оценки состояния здоровья пациента и лечения сопутствующих соматических и эндокринных заболеваний [4, 11, 15].
Важное значение имеет также оптимизация проводимой медикаментозной терапии. Следует помнить, что многие лекарственные средства, особенно психотропного действия, оказывают отрицательное влияние на память и другие когнитивные способности. Наиболее неблагоприятное действие на когнитивные функции оказывают холинолитики, трициклические антидепрессанты, нейролептики и бензодиазепины. От этих препаратов следует, по возможности, воздерживаться, особенно лицам пожилого возраста. Недопустимо также злоупотребление алкоголем [4, 11].
Важно исследовать не только соматический статус пациента, но и его эмоциональное состояние. Выше уже говорилось, что эмоциональные расстройства тревожно-депрессивного ряда могут обусловливать субъективные когнитивные расстройства. Однако тяжёлая депрессия может вызывать также и объективные нарушения когнитивных функций и даже имитировать деменцию (так называемая псевдодеменция). При подозрении на наличие депрессии у пожилого человека допустимо назначение антидепрессантов ex juvantibus, при этом следует использовать антидепрессанты с минимальным холинолитическим эффектом, например селективные ингибиторы обратного захвата серотонина [11, 28].
Наличие когнитивных нарушений, безусловно, требует исследования неврологического статуса и проведение компьютерной рентгеновской или магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга. В целом, нозологический диагноз базируется на особенностях когнитивных расстройств, характере сопутствующей очаговой неврологической симптоматики и данных нейровизуализации. Так, преобладание в клинической картине нарушений памяти, отсутствие очаговой неврологической симптоматики и атрофия гиппокампа на МРТ характерны для БА. Относительная сохранность памяти на события жизни, выраженная неврологическая симптоматика и инфаркты мозга на МРТ свидетельствуют о сосудистой этиологии когнитивных нарушений. Сочетание указанных выше клинических признаков может указывать на смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные расстройства. Более редкие причины когнитивных расстройств имеют специфические нейропсихологические и неврологические особенности, которые в большинстве случаев позволяют правильно поставить диагноз.

Лечение когнитивных нарушений
Выбор терапевтической тактики определяется тяжестью когнитивных нарушений и их этиологией. При деменции лёгкой и умеренной выраженности, связанной с БА, сосудистой мозговой недостаточностью, или при смешанной, сосудисто-дегенеративной этиологии деменции препаратами первого выбора являются ингибиторы ацетилхолинэстеразы (галантамин, ривастигмин, донепилзин) и/или мемантин. Применение данных препаратов оказывает несомненное положительное влияние на память и другие когнитивные функции, способствует нормализации поведения, повышает адаптацию к повседневной жизни и в целом повышает качество жизни пациентов и их родственников. По некоторым данным, применение данных препаратов способствует также снижению темпа прогрессирования когнитивных нарушений; впрочем, этот вопрос требует дальнейшего изучения [28].
На стадии умеренных и лёгких когнитивных нарушений эффективность ингибиторов ацетилхолинэстеразы и мемантина на сегодняшний день не доказана. Поскольку при УКН и ЛКН когнитивные нарушения не оказывают значительного влияния на повседневную жизнь, главной целью терапии нетяжёлых когнитивных расстройств является не столько улучшение памяти, сколько предотвращение прогрессирования когнитивных расстройств, т. е. профилактика деменции. Поэтому препаратами первого выбора являются лекарственные средства с нейропротективным эффектом. Такой эффект предполагается у так называемых сосудистых и метаболических препаратов [3, 11].
Сосудистые препараты можно разделить на три основные фармакологические группы:
• ингибиторы фосфодиэстеразы: эуфиллин, пентоксифиллин, винпоцетин, препараты гинкго билобы и др. Сосудорасширяющий эффект данных препаратов связан с увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки содержания цАМФ, что приводит к их расслаблению и увеличению просвета сосудов. При этом данные препараты оказывают воздействие в основном на сосуды микроциркуляторного русла и не вызывают эффекта обкрадывания [3, 11];
• блокаторы кальциевых каналов: циннаризин, флюнаризин, нимодипин, оказывающие вазодилатирующий эффект благодаря уменьшению внутриклеточного содержания кальция в гладкомышечных клетках сосудистой стенки. По некоторым данным, блокаторы кальциевых каналов оказывают наиболее выраженный эффект на сосуды вертебрально-базилярного бассейна [3, 11];
• блокаторы a2-адренорецепторов: ницерголин. Данный препарат устраняет сосудосуживающее действие медиаторов симпатической нервной системы: адреналина и норадреналина [3, 11].
Важно отметить, что ишемия и гипоксия имеют патогенетическое значение не только при сосудистой мозговой недостаточности, но и при нейродегенеративном процессе. Поэтому применение сосудистых препаратов оправданно не только при хронической ишемии мозга, но и на начальных стадиях БА. Многие сосудистые препараты обладают также дополнительными метаболическими и антиоксидантными свойствами (например, стандартизованный экстракт гинкго билобы) [3, 11].
Благоприятное влияние на нейрометаболические процессы оказывают ГАМК-ергические препараты (пирацетам и его производные), пептидергические препараты и аминокислоты (церебролизин, Актовегин, глицин, семакс) и некоторые метаболиты (энцефабол). Нейрометаболические препараты оказывают ноотропный эффект, оптимизируя метаболические процессы и увеличивая пластичность нейронов головного мозга. В экспериментальных условиях неоднократно было показано, что нейрометаболические препараты способствуют увеличению выживаемости нейронов в условиях гипоксии или при моделировании нейродегенеративного процесса [3, 11]. Поэтому применение данных препаратов на стадии ЛКН и УКН является абсолютно оправданным.
Весьма перспективным препаратом нейрометаболического действия является Актовегин, представляющий собой высокоочищенный депротеинизированный гемодиализат, который получают методом ультрафильтрации из крови телят. Препарат содержит низкомолекулярные соединения массой до 5000 Дальтон, такие как биологически активные аминокислоты, пептиды, нуклеозиды и олигосахариды, а также ряд ценных микроэлементов, при этом биохимический состав Актовегина является строго стандартизованным [9].
На экспериментальных моделях было показано, что биологически активные компоненты Актовегина оказывают положительное влияние на внутриклеточный метаболизм. Под воздействием Актовегина увеличивается трансмембранный транспорт глюкозы и кислорода, что приводит к увеличению выживаемости клеточных культур при различных неблагоприятных воздействиях [16, 20]. Кроме того, очень важным качеством Актовегина является его способность активизировать антиоксидантные ферменты, в первую очередь супероксиддисмутазу и, таким образом, защищать клетки от повреждения активными формами кислорода, образующимися в условиях гипоксии.
Положительный ноотропный эффект препарата был продемонстрирован в серии клинических исследований с применением двойного слепого метода. Так, по данным B. Saletu и соавт., терапия Актовегином способствует статистически и клинически значимому уменьшению выраженности мнестических и интеллектуальных расстройств при лёгких когнитивных нарушениях возрастного характера [32]. Ноотропный эффект Актовегина был подтверждён также электрофизиологическими методами исследования: на фоне терапии данным препаратом была зафиксирована оптимизация когнитивного вызванного потенциала Р300 [33]. О положительном эффекте Актовегина при лёгких и умеренных когнитивных нарушениях сосудистой и дегенеративной природы свидетельствуют также другие исследователи [10, 24, 29, 30].
По данным рандомизированных исследований, Актовегин благоприятно влияет на когнитивные функции не только у больных с легкими и умеренными нарушениями, но и при деменции. Так, в серии работ было показано, что на фоне терапии Актовегином отмечается положительная динамика мнестических и других когнитивных функций у пациентов как при БА, так и при сосудистой деменции [8, 9].
В повседневной клинической практике Актовегин успешно применяется на протяжении 35 лет. Препарат безопасен в применении и обладает хорошей переносимостью. Побочные эффекты возникают редко и не представляют угрозы для жизни и здоровья. Это могут быть чувство жара, головокружение, головная боль, желудочно-кишечные расстройства.
Таким образом, нарушение когнитивных функций является одним из наиболее частых неврологических симптомов, в особенности у пациентов пожилого возраста. Для выявления когнитивных расстройств необходимо применение нейропсихологических методов исследования. В повседневной клинической практике это могут быть простые скрининговые шкалы, применение и интерпретация которых не требует специального психологического образования или опыта. Терапия когнитивных нарушений зависит от их тяжести и этиологии. Наиболее распространёнными причинами когнитивных расстройств в пожилом возрасте являются сосудистая мозговая недостаточность и нейродегенеративный процесс, при этом на стадии деменции наибольший эффект оказывают игибиторы ацетилхолинэстеразы и мемантин. В то же время на стадии легких и умеренных когнитивных нарушений более целесообразны сосудистые и метаболические препараты с нейропротективным эффектом.

Смотрите так же:

  • Осложнения трихомониаза у женщин Трихомониаз — какие бывают последствия Трихомониаз способен вызвать серьезные и неприятные последствия, если его не пролечить. Бесплодие, выкидыши, импотенция — проблемы, в которых нередко виновна трихомонада. О том, чем опасен […]
  • После прививки гепатита ребенок плачет Почему после прививки ребенок капризничает? После прививки ребенок капризничает — такая ситуация встречается нередко. В настоящее время существует ряд прививок, которые надо обязательно делать всем деткам. К таким прививкам относится и […]
  • Рекомендации по лечению туберкулеза 2015 Блокнот фтизиатра – туберкулез Все, что Вы хотите знать о туберкулезе Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания Васильева И.А. Эргешов А. Э. Впервые выявленный пациент с туберкулёзом (новый […]
  • Субфебрильная температура при хроническом гепатите Температура субфебрильная: причины повышения по вечерам Считается, что нормальная температура тела - это 36,6 градуса. Однако, на самом деле в течение дня эти показатели могут изменяться в ту или иную сторону в зависимости от множества […]
  • Температура тошнота и болит низ живота Если болит низ живота и тошнит — в чем причина? Болит низ живота и тошнит — с такими проблемами сталкиваются многие люди на протяжении своей жизни. К болям внизу живота нужно относиться серьезно и самостоятельно ставить диагноз не стоит. […]