Меню
0 Comments

Аффективные синдромы у детей

Содержание:

Аффективные синдромы у детей

К расстройствам влечений относят также повышенное стремление к новым впечатлениям («повышенную сенсорную жажду»).

Особыми разновидностями импульсивных влечений у детей и подростков являются влечение к огню и поджогам (пиромания), влечение к бродяжничеству (дромомания, пориомания) и влечение к присвоению тех или иных чужих (обычно ярких, привлекательных) вещей — клептомания. Названные виды патологических влечений у детей и подростков недостаточно изучены в психопатологическом и клинико-нозологическом плане.

Глава 4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (АФФЕКТИВНЫЕ) РАССТРОЙСТВА

Эмоциональные расстройства наряду с расстройствами психомоторики занимают ведущее положение в проявлениях большинства психических заболеваний у детей и подростков. Вместе с тем их психопатология в этом возрастном периоде изучена крайне недостаточно и стала предметом специальных исследований лишь в последние 10— 15 лет. Отчасти это связано с тем, что ввиду возрастной незрелости механизмов эмоционального реагирования, повышенной лабильности эмоций, свойственной детям, а также недостаточности их самоотчета из-за незрелости самосознания, синдромы и симптомы основных аффективных расстройств, прежде всего депрессивных и маниакальных состояний, у детей, и даже младших подростков стерты и атипичны. Вместо них на первый план чаще выступают «возрастные эквиваленты» [Nissen G., 1980] депрессивных и маниакальных состояний в виде соматовегета-тивных, двигательных расстройств и различных нарушений поведения. В связи со сказанным мнения по поводу существования депрессивных и маниакальных состояний у детей крайне противоречивы. Так, например, одни авторы отрицают возможность возникновения депрессий вплоть до пубертатного возраста, другие считают их весьма распространенными у детей и мало отличимыми от депрессий у взрослых, третьи признают возможность существования в детском возрасте только атипичных, маскированных депрессий [Nissen G., 1977, 1980]. Столь противоречивый подход к проблеме обусловливает большие колебания показателей распространенности депрессивных состояний в детском возрасте — от 1,8 до 13% среди пациентов детских психиатрических стационаров, по данным ряда западноевропейских авторов [Nissen G., 1977].

Аффективные расстройства

ДЕПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

Депрессивные расстройства в поздние годы жизни представляют собой распространенное явление. Частота депрессии клинического уровня тяжести составляет около 10 % у людей старше 65 лет, а 2–3 % страдают тяжелой депрессией. Наиболее высокая первичная заболеваемость тяжелыми депрессивными расстройствами отмечается в возрасте от 50 до 65 лет. После 60 лет этот показатель снижается, но только после 80 лет случаи первичных депрессивных заболеваний становятся редкими. С возрастом постоянно повышается частота самоубийств, причем у пожилых людей суицид обычно связан с депрессивным расстройством. Результаты массовых обследований населения свидетельствуют о том, что многие случаи депрессивных расстройств у пожилых не выявляются врачами общей практики, которые либо не обращают внимания на соответствующие симптомы, либо рассматривают их как проявление нормального старения или как легкую деменцию (Foster et al. 1976; Cooper, Bickel 1984). (См.: Swartz, Blazer 1976 — обзор.)

Клинические признаки

Четких различий между депрессивными расстройствами у пожилых и у более молодых больных нет, но у пожилых симптомы нередко более резко выражены. Post (1972) сообщил, что у трети его пожилых депрессивных больных отмечалась выраженная заторможенность или ажитация. Часто встречаются депрессивные бредовые идеи обнищания и ипохондрия, иногда — нигилистические бредовые идеи, например убежденность в том, что тело «пустое», что оно не существует или не функционирует (см. синдром Котара). Обычны галлюцинации обвиняющего или непристойного содержания. У небольшой части заторможенных депрессивных больных наблюдается «псевдодеменция»: они явно испытывают значительные трудности при концентрации внимания и при запоминании, однако тщательное клиническое обследование показывает, что у них нет дефекта памяти (см.: Bulbena, Burrows 1986). Депрессивные расстройства у пожилых людей могут проявляться по-разному; возможность такого диагноза всегда следует иметь в виду в случаях, когда у больного присутствуют такие симптомы, как тревога, ипохондрия или спутанность.

Течение и прогноз

Из материалов, опубликованных до введения ЭСТ, ясно, что депрессивные расстройства во многих случаях длились годами. В настоящее время можно предположить, что примерно у 85 % поступивших в клинику больных депрессией в течение нескольких месяцев наступит значительное улучшение; оставшиеся 15 % не выздоравливают полностью.

Длительное катамнестическое наблюдение дает менее ободряющую картину. По мнению Post (1972), пациентов, выздоровевших в течение первых нескольких месяцев, можно разделить на три группы (каждая составляет примерно треть от общей численности). Первую группу составляют те, кто чувствовал себя вполне хорошо в течение трех лет; вторую — больные, которые в дальнейшем страдали депрессивными расстройствами с периодами полноценной ремиссии. У остальных развилось состояние хронической инвалидизации с перемежающимися депрессивными состояниями.

Аналогичную точку зрения высказал Murphy (1983), исходя из своих годичных катамнестических наблюдений за амбулаторными и стационарными больными. Плохой исход коррелировал с тяжестью первичного приступа, с плохим физическим здоровьем и с неблагоприятными, вызывающими значительный стресс жизненными событиями в течение года. В результате другого исследования (Murphy et al. 1988) было обнаружено, что смертность среди депрессивных больных значительно выше, чем в соответствующей контрольной группе, причем это различие не может быть полностью объяснено различиями в физическом здоровье у представителей этих групп, выявленными при первом осмотре.

Несмотря на неблагоприятный прогноз развития аффективной симптоматики, лишь у немногих больных развилась деменция (Roth 1955; Post 1972). Как отмечалось в гл. 13 (см.), самоубийства особенно часты среди пожилых людей, страдающих депрессией (Blazer 1986; Lindsay 1986).

К факторам, указывающим на хороший прогноз, относятся: начало болезни в возрасте до 70 лет, непродолжительность приступа, хорошая приспособляемость в предшествующий период, отсутствие инвалидизирующего соматического заболевания, хороший выход после предыдущих приступов заболевания.

Этиология

В целом этиология депрессивных расстройств, возникающих в позднем и в более молодом возрасте, не имеет существенных различий. Роль генетических факторов незначительна. Для родственников первого поколения риск составляет 4–5 % у пожилых пробандов по сравнению с 10–12 % у пробандов молодого и среднего возраста (Stenstedt 1952). Логично было бы предположить, что важными факторами, предрасполагающими к депрессии, являются одиночество и тяготы, связанные со старостью. Но как ни странно, убедительных доказательств такой связи нет (см.: Murphy 1982). Более того, Parkes et al. (1969) даже обнаружили, что в преклонном возрасте уже не выявляется связь между утратой близких и психическим заболеванием.

Неврологические и другие соматические заболевания несколько больше распространены среди депрессивных больных пожилого возраста, чем среди не страдающих депрессией больных того же возраста. Однако данных, указывающих на то, что эти болезни играют специфическую этиологическую роль, нет — скорее они могут выступать в качестве неспецифических преципитирующих факторов. (См.: Murphy (1986) — обзор, посвященный вопросам этиологии.)

Дифференциальный диагноз

Наиболее сложно провести дифференциальный диагноз между деменцией и депрессивной псевдодеменцией. Важно получить подробный анамнез у других информаторов и внимательно наблюдать за психическим состоянием и поведением больного. При депрессивной псевдодеменции в анамнезе обычно имеется расстройство настроения, предшествующее другим симптомам. При обследовании психического состояния нежелание депрессивного больного отвечать на вопросы, как правило, можно отличить от потери памяти у пациента с деменцией. Распространено мнение, что в подобных случаях полезно провести психологическое тестирование, но для адекватной интерпретации его результатов требуется определенный опыт, а полученные данные чаще всего мало что добавляют к квалифицированной клинической оценке (Miller 1980b). Иногда деменция и депрессивное заболевание сосуществуют. При наличии объективных сомнений целесообразно попробовать применить антидепрессивное лечение, поскольку в любом случае вреда это не принесет.

Реже приходится дифференцировать депрессивное и параноидное расстройства. Следует иметь в виду, что когда идеи преследования появляются при депрессивном расстройстве, больной обычно воспринимает предполагаемое преследование как заслуженную кару, оправданную его собственными пороками (см.). Особые трудности могут возникнуть с небольшой группой больных, страдающих шизоаффективным заболеванием в старости (см. далее).

Лечение

При лечении депрессивных расстройств у пожилых придерживаются общих принципов, изложенных в гл. 8 (см.) и применяемых к взрослым больным всех возрастов. У пожилых пациентов особенно важно учитывать риск самоубийства. Следует тщательно лечить любое интеркуррентное соматическое заболевание.

Хороший эффект дают антидепрессанты, но их следует давать осторожно (возможно, начиная с половины обычной дозы), корректируя в дальнейшем прием препаратов в зависимости от побочных явлений и реакции больного. По-видимому, нецелесообразно назначать одноразовую суточную дозу, хотя это обычно практикуется сейчас при лечении более молодых больных; предпочтительно давать лекарство 2–3 раза в день. Хотя приступать к лекарственной терапии необходимо с осторожностью, в то же время важно избегать и недостаточной дозировки средств. Как подчеркивалось ранее в этой главе, нужно помнить, что многие пожилые больные не в состоянии должным образом соблюдать режим лечения. При тяжелом и неконтролируемом возбуждении, при ступоре, представляющем угрозу для жизни больного, а также при отсутствии положительной реакции на лекарства оправдано применение электросудорожной терапии. Если у больного после ЭСТ наблюдается чрезмерная спутанность, следует увеличить временной интервал между сеансами. Если пациент ранее реагировал на антидепрессанты или на ЭСТ, но в настоящее время положительная реакция на то же лечение отсутствует, вероятной причиной может являться нераспознанное соматическое заболевание. По мере выздоровления употребление антидепрессантов следует медленно сокращать, а затем пациент должен продолжать прием препарата в уменьшенной дозе в течение нескольких месяцев, как это практикуется при лечении более молодых больных (см.). Некоторые больные нуждаются в более пролонгированном поддерживающем лечении, но такие случаи сравнительно редки.

МАНИЯ

Мания составляет от 5 до 10 % всех аффективных заболеваний, возникающих у пожилых. Частота случаев мании (в отличие от депрессивного расстройства) с возрастом не увеличивается. В клинической картине почти всегда сочетаются депрессивные и маниакальные симптомы; это состояние часто является рекуррентным. Лечение не отличается от описанного в гл. 8 для более молодых больных (см.). Эффективна профилактика литием, но следует особенно тщательно следить за концентрацией лития в крови, поддерживая ее на самом низком уровне диапазона, используемого при лечении более молодых больных.

Обзор, посвященный мании у пожилых больных, дал Shulman (1986).

ШИЗОАФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

Изучая поступивших в больницу пациентов старше 60 лет, Post (1971) обнаружил, что среди них 4 % страдают либо шизоаффективным расстройством (при котором, как известно, примерно в равной степени присутствуют симптомы шизофрении и аффективного расстройства), либо шизофренией в сочетании с присоединившимся аффективным заболеванием (или наоборот). При этих состояниях прогноз в отношении межприступных периодов и долгосрочного исхода менее благоприятен, чем при депрессивном расстройстве.

Депрессивные и аффективные расстройства у подростков

Депрессивные и аффективные расстройства настроения в детском и подростковом возрасте, их отличительные признаки. Симптомы депрессии, причины ее возникновения, характер протекания. Факторы, влияющие на распространение болезни, методы ее преодоления.

Подобные документы

Механизм возникновения эмоций, их классификация по продолжительности и силе. Отличительные особенности аффекта и страсти. Причины сниженного настроения, появление тревоги и апатии. Психопатологические признаки депрессии. Симптомы маниакального синдрома.

лекция, добавлен 27.03.2018

Понятие депрессии в психиатрии, диагностические и дополнительные симптомы. Признаки расстройства когнитивных функций. Варианты депрессивных синдромов. Психические и соматические симптомы депрессии у детей. Факторы риска развития постинсультной депрессии.

реферат, добавлен 29.03.2015

Общая характеристика поведенческих нарушений у детей и подростков, их признаки и причины возникновения. Особенности гиперкинетических синдромов, агрессивности в отношениях с членами семьи и в обществе. Сущность делинквентности и сексуальной девиации.

реферат, добавлен 09.11.2009

Клинический анализ нозологических и психопатологических форм депрессивных расстройств. Типы и факторы, влияющие на развитие постинсультной депрессии. Оценка степени восстановления по критерию Уилкоксона. Определение глубины неврологического дефицита.

статья, добавлен 16.02.2014

Основные формы шизофрении, причины ее возникновения, биохимические особенности. Клиническая картина, симптоматика и лечение болезни. Механизмы действия и побочные эффекты антипсихотиков. Галлюцинаторные, бредовые, аффективные и кататоничекие расстройства.

реферат, добавлен 03.06.2015

Психическое расстройства, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере. Особенности клиники аффективных состояний. Маниакальные эпизоды у взрослых, у детей и подростков. Биполярное аффективное расстройство. Клиническая картина дистимии и циклотимии.

реферат, добавлен 03.07.2009

Маскированная, ларвированная и соматизированная депрессии. Аффективные, ипохондрические, бредовые, спохондрические, сенестопатические расстройства и маниакальные состояния. Органический и энцефалопатический синдромы. Нарушения длительности ночного сна.

реферат, добавлен 25.02.2018

Хронобиологические особенности маниакально-депрессивного психоза и циклотимии. Электроэнцефалографические проявления нарушений сна при депрессии. Изучение закономерностей течения аффективных расстройств. Влияния антидепрессантов на симптомы рецидивов.

лекция, добавлен 16.02.2014

Характеристика основных апатических расстройств: апатия, астения, аутизм, аффективные и бредовые расстройства. Патология влечения, его клинические проявления. Галлюцинаторные синдромы. Проявления депрессии, нарушений сна. Маниакальное состояние.

реферат, добавлен 11.12.2009

Психопатология маниакально-депрессивного психоза. Клинические варианты эндогенного депрессивного синдрома. Основные отличия тревожно-ажитированной депрессии от чистой меланхолии. Профилактическая и поддерживающая терапия при шизоаффективном психозе.

Менеджмент

Определение аффективного биполярного расстройства. Клинические проявления депрессивной, маниакальной фаз. Особенности у детей. Лечение аффективного биполярного расстройства у детей и подростков.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП)— Заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов — свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

Симптомы и течение. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются чаще, чем маниакальные. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно. Будущее кажется бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок. В таком состоянии могут возникать мысли о самоубийстве, которые нередко претворяются в жизнь. У больных исчезает аппетит, больные теряют в весе. У женщин на период депрессии исчезают менструации (аменорея). При неглубокой депрессии отмечаются характерные для МДП суточные колебания настроения: самочувствие хуже с утра Маниакальное состояние выражается в повышенном, приподнятом настроении, чрезмерно активной деятельности. Больные находятся в превосходном расположении духа, ощущают необычайную бодрость, прилив сил. Они веселы, многоречивы, шутят, легко отвлекаются, принимаются за ненужные дела, находят несвойственные им занятия. Многочисленные идеи, возникающие у них, не доводят до конца. Переоценивая свои возможности, предлагают свою кандидатуру на различные должности, не соответствующие их уровню знаний и квалификации. У больных прекрасный аппетит, однако, они могут худеть, т.к. слишком много расходуют энергии. Сон непродолжительный (3-4 часа), но этого им достаточно, иначе «проспишь всю жизнь». Повышается половое влечение. В тех случаях, если маниакальный синдром не очень выражен, говорят о гипоманиакальном состоянии. Но, к сожалению, грань между гипоманиакальным и маниакальным состоянием очень нечеткая и переступить ее легко, а за этой гранью — уже тяжелое болезненное состояние. У значительного числа больных за всю жизнь возникает лишь одна фаза болезни, после которой наступает выздоровление. Вероятность появления второй и третьей фазы сохраняется до конца жизни. Больше чем у половины больных заболевание протекает только в виде Депрессивных фаз, примерно у 5% — только маниакальных.

Лечение и профилактика. Лечение зависит от характера фазы, депрессивной или маниакальной. Депрессию лечат антидепрессантами. Если депрессия с выраженной заторможен ностью, назначают антидепрессанты со стимулирующим эффектом (мелипрамин), если с выраженным чувством тревоги, беспокойства, то препараты с успокаивающим действием (амитриптилин, триптизол). При бессоннице добавляют транквилизаторы. Маниакальное состояние купируют с помощью нейролептиков (аминазин, галоперидол и тд.). Для профилактики последующих приступов используют соли лития, а в последнее время широко применяется для этих целей финлепсин (тегретол) как стабилизатор настроения. В период болезни (за исключением гипомании) больные нетрудоспособны. После выхода из приступа трудоспособность восстанавливается. На инвалидность больных переводят только в тех случаях, когда приступы очень частые или течение болезни приобретает непрерывный характер, т.е. одна фаза сменяет другую.

Маниакальные и депрессивные состояния, возникающие отдельными или сдвоенными фазами, практически исчерпывают клинические проявления заболевания. Депрессивные фазы наблюдаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Выраженность маниакального или депрессивного расстройства различна: от амбулаторных гипомании и циклотимической депрессии (часто вне врачебного наблюдения) до тяжелых и сложных маниакальных и депрессивных синдромов, требующих неотложной помощи и особого ухода. Значительно варьирует и продолжительность отдельных фаз: от нескольких дней и недель до нескольких лет (затяжные депрессии и мании). В среднем возрасте фазы длятся обычно от 2 — 3 до 5 — 6 мес. Число фаз и соответственно продолжительность интермиссий могут быть раз личными. Нередко в течение жизни возникают 1 — 3 манифестные фазы. В других случаях болезнь рецидивирует очень часто, особенно на поздних этапах.

Продолжительность фаз и частота рецидивов болезни не связаны с выраженностью аффективного нарушения (мании и депрессии). Транзиторными или затяжными могут оказаться и глубокие мании и депресии, и гипомании и субдепрессии.

Болезнь (точнее, первая манифестная фаза) может развиться либо аутохтонно, либо в связи с экзогенией, психогенией, родами и другими генеративными факторами. Спонтанно или после провокации могут возни кать и повторные фазы болезни. Часто они начинаются в определенное время года, преимущественно весной и осенью. Сезонность может наблюдаться в определенном периоде болезни или на протяжении всего ее течения. После кратковременных предвестников аффективные расстройства довольно быстро (за несколько недель) достигают максимальной выраженности. Нередко «кульминация» фазы наступает через несколько дней после ее начала. Реже наблюдается «внезапное» (пароксизмальное) начало фазы или переход в противоположную фазу (за одну ночь или в течение одного дня). Сходным образом совершается и обратное развитие фазы.

Депрессивная фаза в основном определяется: подавленным настроением (депрессивный аффект); 2) заторможенностью мысли тельных процессов (интеллектуальное торможение); 3) психомоторным и речевым торможением.

Маниакальная фаза в основном определяется: 1) повышенным настроением (маниакальный аффект); 2) ускоренным протеканием психических процессов (интеллектуальное возбуждение); 3) психомоторным и речевым возбуждением.

Возрастные особенности течения в детском возрасте (до 10 лет).

Приступы встречаются редко, а распознаются еще реже. Во многих случаях диагноз циркулярной фазы в детстве ставится лишь ретроспективно. Это связано с атипичным (нехарактерным для зрелого возраста) проявлением фаз и большей лабильностью состояния больных. Депрессивные состояния сопровождаются: вялостью; медлительностью; пассивностью с симптомами физического неблагополучия.

Дети становятся малоразговорчивыми, медлительными, однообразными. В играх они пассивны, рассеяны. Их не радуют игрушки, книги, картинки. Дети выглядят усталыми и нездоровыми. Язык обложен, лицо осунувшееся. Они жалуются на слабость, боли в животе, голове, ногах. Снижается успеваемость. Общение с детьми затрудняется, что еще больше усугубляет подавленность. Ухудшается аппетит, нарушается сон. Кроме кратковременных колебаний состояния в течение дня, наблюдаются и периоды улучшения до нескольких дней и недель. В таких «светлых промежутках» дети выглядят здоровыми. Атипичность проявлений и волнообразность состояния могут затруднять распознавание депрессивного синдрома. Для диагноза эндогенной депрессии требуются относительно длительное наблюдение и дополнительные данные (наследственность, исключение саматических и психогенных воздействий).

Маниакальные состояния у детей не менее трудны для распознавания. Их симптомы как бы накладываются на нормальные проявления детской психики и поведение. Естественное оживление во время игры, легкость веселости и смеха, подвижность и поиск развлечений при маниакальных состояниях резко усиливаются, достигают патологического возбуждения. Оживление во время игры доходит до неистовства.

Подвижность становится трудноуправляемой. Потребность в играх резко возрастает. Ребенок не знает передышки, успокоить его невозможно. Он одновременно может быть и зачинателем, и дезорганизатором коллективных игр. Повышенная инициативность, дерзость в обращении сочетаются с ослаблением способности соразмерять свои поступки, останавливаться, ждать. Такие особенности поведения и отсутствие признаков усталости, а также контраст с обычным поведением ребенка позволяют диагностировать маниакальное состояние. Распознать заболевание легче при биполярном аффекте, когда контраст состояний более выражен.

В рамках депрессивных приступов возможны и кратковременные периоды тревожного беспокойства (детская ажитация), напоминающие иногда поведение при меланхолическом раптусе. Вегетативные симптомы в такие периоды резко усиливаются (до степени кризов). По мере приближения к пубертатному возрасту проявления депрессии и мании становятся более четкими.

МДП в подростковом и юношеском возрасте. В клинической картине депрессивных и маниакальных состояний наблюдаются все основные характерные симптомы. Внешние проявления депрессивного состояния (заторможенность моторики и речи, снижение инициативы, пассивность, утрата живости реакции и т.д.) сопровождаются более или менее дифференцированным чувством тоски, скуки, апатии, тревоги, умственного притупления, забывчивостью. Эти типичные симптомы депрессии сочетаются с характерными для рассматриваемого возраста повышенным самоанализом, заостренной чувствительностью к отношению ровесников, угрюмо-дисфорическими реакциями. Часты ипохондрические высказывания. В подростковом возрасте наблюдаются и депрессии с бредом, синдромально достаточно отчетливые. Иногда клиническая картина на некоторое время приобретает сходство с меланхолической парафренией (нигилистические бредовые высказывания, ипохондрический вариант бреда Котара). Часто возникают суицидальные мысли, возможны суицидальные попытки. По клинической картине (соотношение атипичных и типичных симптомов) и динамике фазы (выраженная волнообразность или относительная стабильность депрессивного состояния) проявления МДП у подростков приближаются к симптоматике этого психоза у взрослых или у детей.

Маниакальное состояние в пубертатном возрасте отличается выраженной расторможенностъю и развязностью (поведение становится дурашливым, гебоидным), наивностью, нереалистичностью разнообразных стремлений и действий. Юноши в поисках развлечений допускают брутальные выходки, доходящие до дебоша, затевают шутки и проделки, влекущие за собой порчу вещей, трату больших сумм. Ночами больные не спят, пишут стихи, планы пьес и романов, научные трактаты, днем посещают кружки, музеи, лекции; легко знакомятся, вступают в новые компании; ощущают словно второе рождение. Диагноз выраженного маниакального состояния трудностей не представляет. При значительной выраженности атипичных для пубертатного возраста особенностей поведения диагностике помогают условия начала расстройства (быстрота, сезонность), определение контраста с обычным образом жизни, оттенок «игры» и мегаломаническая направленность поступков.

Атипичные (смягченные) аффективные расстройства рассматриваемого возраста относительно трудны для распознавания, но и в этих случаях их можно заподозрить и выявить по субъективным ощущениям больного: вялость, рассеянность, безрадостность (депрессия) или прилив сил, чувство радости (мания).

Когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Лакуста В. Н., Литовченко А. И.

Представлены результаты клинического и нейропсихологического исследования, проведенного у 36 детей с опухолью мозжечка в возрасте от 7 до 18 лет (червя мозжечка — у 11, левого полушария — у 15, правого полушария — у 10). Применяли нейропсихологические тесты для выявления минимальной дисфункции мозга, особенностей когнитивных и психоэмоциональных функций. У детей с опухолью мозжечка когнитивно-аффективные расстройства имеют различную структуру и интенсивность (преклинические, абортивные, невротические, аутистические, вербальные и психотические синдромы). Особенности когнитивно-аффективных расстройств зависят от локализации поражения структур мозжечка: при поражении полушарий выявляли в основном преклинические, абортивные, невротические и аутистические синдромы; червя мозжечка — невротические, аутистические, вербальные и психотические расстройства. Выявлены особенности когнитивно-аффективных расстройств в зависимости от латерализации поражения (левое/правое полушарие мозжечка). Для эффективной диагностики когнитивно-аффективных расстройств у детей с опухолью мозжечка, наряду с анализом клинических проявлений, рекомендовано адекватное использование нейропсихологических тестов .

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Лакуста В.Н., Литовченко А.И.,

Cognitive-affective syndromes in children with cerebellar tumor

The results of clinical and neuropsychological investigation, provided among 36 children with cerebellar tumor, aged from 7 to 18 years are presented (tumor of vermis — in 11 cases, of left hemisphere — in 15, of right hemisphere — in 10). Neuropsychological tests for minimal cerebral dysfunction and cognitive and psycho-emotional functions peculiarities revealing were used. In children with cerebellar tumor the cognitive-affective disorders have different structure and intensity (subclinical, abortive, neurotic, autistic, verbal and psychotic syndromes). Features of cognitive-affective disorders depend on disorders of cerebellar structures localization: hemispheres disorders usually was found at subclinical, abortive, neurotic and autistic syndromes; vermis damages — at neurotic, autistic, verbal and psychotic disturbances. Features of cognitive-affective disorders depending on lesion lateralization (left/right hemisphere of cerebellum) were identified. For effective diagnostic of cognitive-affective disorders in children with cerebellar tumor, along with analysis of clinical manifestation, adequate use of neuropsychological tests is recommended.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка»

Лакуста В.Н., Литовченко А.И.

Когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка

Институт физиологии и санокреатологии Академии наук Молдовы, Национальный научно-практический центр педиатрической хирургии «Академик Наталья Георгиу», г. Кишинев, Республика Молдова

Введение. В течение многих лет мозжечок считали ключевой церебральной структурой в процессах регулирования моторных функций. Благодаря результатам исследований школы академика Л.А. Орбели и современных данных установлено, что мозжечок, помимо важной роли в организации моторных процессов, принимает участие в реализации других функций организма (психоэмоциональных, вегетативных и др.). В последние годы проведены экспериментальные исследования, касающиеся роли мозжечка в реализации когнитивных функций [1—3]. Установлено, что опухоли мозжечка являются вариантами патологических моделей, которые в клинических условиях позволяют изучать роль его структур в регулировании психоэмоциональных и когнитивных функций.

Одно из первых исследований когнитивных функций у детей с опухолью мозжечка проведено в 1979 г. [4], более чем у 50% из 57 детей с медул-лобластомой индекс интеллекта (IQ) был ниже нормального. В последующих исследованиях установлен различный уровень когнитивного снижения у детей с опухолью мозжечка [5, 6].

Исследования показали, что, чем раньше в онтогенезе возникает поражение мозжечка, тем более тяжелыми являются клинические проявления нарушений моторной, речевой, психоэмоциональной и когнитивной сфер [7].

Когнитивно-аффективные расстройства при опухолях мозжечка обусловлены повреждением нейронов и нервных путей на разном уровне: корко-во-мосто-мозжечкового и оливо-мосто-мозжечкового, которые представляют собой более 50% всех нейронов мозга [2]; специфических и неспецифических мозжечково-таламо-корковых систем с включением ассоциативных корковых зон [8]; мозжечково-рети-кулярной, мозжечково-гипоталамической и мозжеч-ково-лимбической систем [9].

У детей с опухолью мозжечка наблюдают различные когнитивные и психоэмоциональные расстройства [10], которые иногда достигают степени психоза [2]. Доказана тесная связь между психоэмоциональными проявлениями и функциональным состоянием червя мозжечка [11]. Описаны и когнитивно-аффективные аутистические расстройства, обусловленные поражением зубчато-таламо-корковых путей и других мозжечково-мозговых соединений (лимбическая система, лобная кора, височные доли и др.) [12]. Более глубоко исследованы нарушения речевой функции — описан синдром cerebellar mutism with subsequent dysarthria [9, 13].

Однако, несмотря на описание когнитивно-аффективных проявлений при поражении мозжечка, особенности клинических и психологических проявлений в зависимости от преобладающего повреждения тех или иных структур мозжечка и

латерализации (левое/правое полушарие) поражения недостаточно изучены. Предполагают, что причины когнитивно-аффективных расстройств могут быть мозжечкового и внемозжечкового происхождения [3, 14, 15].

Актуальность изучения когнитивных функций у детей с опухолью мозжечка обусловлена тем, что в последние годы повысилась эффективность лечения заболевания (новые нейрохирургические технологии, химиотерапия и др.), увеличилось число спасенных детей с тяжелым поражением мозга и различными психоэмоциональными и когнитивными нарушениями.

Цель исследования: изучение специфики когнитивно-аффективных расстройств (клинических, психологических) у детей с опухолью мозжечка в зависимости от локализации поражения.

Материалы и методы исследования. В клинике оперированы 113 детей по поводу опухоли мозжечка в период 2000-2010 гг.

Применяли различные нейропсихологические тесты для выявления минимального нарушения функций мозга, психоэмоциональных и когнитивных расстройств [16, 17]: инициирование, программирование и контроль психической активности; мышление — концептуализация, скорость; слухо-речевая память; зрительно-пространственная память; пространственный гнозис; конструктивный праксис; рисование геометрических фигур; визуальная классификация фигур; визуальный гнозис; беглость и плавность устной речи, определение фонем в условиях ограничения и без ограничения внутренней словесной артикуляции; письменная речь; уровень невротизации (страх/тревога, пессимизм/оптимизм); истощаемость (астения); цикл сон-бодрствование.

Для проведения специального клинического и нейропсихологического исследования отобраны 36 детей (в возрасте от 7 до 18 лет), у которых опухоль локализовалась в пределах червя или полушарий мозжечка, без признаков поражения ствола мозга. Поражение червя мозжечка отмечено у 11 детей (аст-роцитома — у 4, эпендимома — у 1, медуллобластома — у 6); левого полушария — у 15 (астроцитома — у 11, медуллобластома — у 4); правого полушария — у 10 (астроцитома — у 6, медуллобластома — у 4).

Результаты и их обсуждение. На первом этапе изучали частоту проявления когнитивно-аффективных расстройств путем применения психологических тестов (рис. 1).

Наиболее редко (в 11,1% наблюдений) выявляли расстройства кратковременной слуховой (вербальной) памяти (пассивное воспроизведение). Однако процессы активного воспроизведения нарушены более чем у половины обследованных детей (у 64%). С частотой 30-40% выявляли расстройства, связанные с деятельностью «широкой визуальной сферы»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рис. 1. Частота выявления когнитивно-аффективных расстройств у детей с опухолью мозжечка по результатам нейро-психологического исследования.

Примечание. 1 — кратковременная слуховая (вербальная) память (пассивное воспроизведение); 2 — концептуализация; 3 — игнорирование отсутствия зрительных деталей; 4 — пространственный гнозис; 5 —кратковременная зрительная (пространственная) память (тест Бен-тона); 6 — истощаемость/астения; 7 — письменная речь; 8 — инициирование психической активности; 9 — плавность речи; 10 —программирование психической активности; 11 — скорость мышления; 12 — нарушения цикла сон—бодрствование; 13 — тревожность; 14 —кратковременная слуховая (вербальная) память (активное воспроизведение); 15 — конструктивный праксис; 16 — определение фонем в условиях ограничения внутренней вербальной артикуляции (иммобилизация языка); 17 — контроль психической активности; 18 — переключение зрительного внимания (тест Шулте).

(игнорирование отсутствия видимых деталей при восприятии фигур «химер», пространственный гнозис) и мышлением (концептуализация). С частотой 40-50% обнаруживали расстройства кратковременной зрительной (пространственной) памяти, письменной речи и истощае-мость (астению). У 50-60% детей с опухолью мозжечка выявляли расстройства процессов инициирования и программирования психической активности, скорости мышления и плавности речи. Более часто (у 60-70%) расстройства отмечали в области кратковременной слуховой (вербальной) памяти (активное воспроизведение), нарушения конструктивного праксиса, сна и высокий уровень тревожности. Еще чаще (у 78%) выявляли расстройства идентификации фонем в условиях иммобилизации языка (ограничение участия внутренней вербальной артикуляции). Некоторые расстройства наблюдали очень часто (более чем у 80%) — контроль психической активности и переключение зрительного внимания.

Полученные результаты свидетельствуют, что для диагностики когнитивно-аффективных нарушений важен адекватный выбор нейропсихологичес-ких методов (тестов) в соответствии с клиническими проявлениями и локализацией пораженных структур мозжечка (табл. 1).

Некоторые когнитивные и психоэмоциональные функции нарушаются независимо от локализации пораженных

Таблица 1. Нейропсихологические показатели у детей с опухолью мозжечка в зависимости от локализации пораженных структур.

Нейропсихологические показатели Пораженные структуры мозжечка

правое полушарие червь левое полушарие

Инициирование психической активности + ++ +

Программирование психической активности + + +

Контроль психической активности ++ + +

Зрительное внимание (тест Шулте) +++ ++ +++

Кратковременная слухо-речевая память +++ + ±

Кратковременная зрительная память ± ± +++

Идентификация фонем в условиях ограничения внутренней вербальной артикуляции +++ + +

Игнорирование отсутствия зрительных деталей (рисунки «химеры») + ± +++

Нарушения цикла сон-бодрствование + ++ +

Примечание. Различия показателей по сравнению с таковыми здоровых детей: значимы — + (Р 0,05).

структур мозжечка: мышление (концептуализация, скорость), инициирование, программирование и контроль психической деятельности, зрительное внимание, письменная речь, нарушения цикла сон-бодрствование.

У детей при локализации опухоли в правом полушарии мозжечка наиболее выражены нарушения плавности речи, идентификации фонем в условиях ограничения внутренней вербальной артикуляции, пространственного гнозиса, конструктивного прак-сиса, кратковременной слухо-речевой памяти.

У детей при поражении левого полушария мозжечка наиболее выражены нарушения кратковременной зрительной памяти, игнорирования отсутствия зрительных деталей на рисунках «химерах».

При локализации опухолей в области червя наиболее выражены психоэмоциональные нарушения (тревога), более выраженная степень истощаемости (астения).

На втором этапе исследования систематизировали клинические и нейропсихологические проявления (когнитивно-аффективные синдромы) у детей с опухолью мозжечка. Выделены 6 основных когнитивно-аффективных синдромов (табл. 2).

Латентный (преклинический) синдром характеризуется субъективным снижением памяти в отсутствие объективных клинических признаков когнитивного дефицита. Выявление этого синдрома основано на применении чувствительных нейрофизиологических технологий (эндогенный когнитивный потенциал Р300, амплитуда условного негативного отклонения, компьютерная электроэнцефалография и др.)

Латентный синдром выявлен у 4 (11,1%) детей при локализации опухоли в левом и у 1 (2,8%) — в правом полушарии мозжечка, то есть отмечена некоторая тенденция к более частому его появлению при поражении левого полушария мозжечка.

Когнитивно-абортивный синдром в основном проявляется слабо выраженными нарушениями внимания либо расстройством кратковременной зрительно-пространственной или слухо-речевой памяти, снижением скорости мышления.

Вероятно, когнитивно-абортивный синдром является следствием частичной дисфункции нейронных связей мозжечка с корой большого мозга.

Когнитивно-абортивный синдром наблюдали у 4 (11,1%) детей при локализации опухоли в левом и у 3 (8,3%) — в правом полушарии мозжечка.

Когнитивно-невротический синдром характеризуется выраженными психоэмоциональными расстройствами (импульсивность, эмоциональная лабильность, страх, пессимизм, дисфория, агрессив-

ность, раздражительность). У некоторых детей преобладали признаки высокой истощаемости. Для этого синдрома характерны следующие расстройства:

— нестабильные или неадекватные эмоциональные реакции (гипер- или гипоэмоциональность);

— периодически возникающие без видимых причин неадекватные поведенческие реакции (агрессивность, апатия);

— чередование более выраженных психоэмоциональных расстройств и относительно стабильного состояния; повышение стрессореактивности и снижение стрессоустойчивости;

— трудности межперсонального взаимодействия и сотрудничества (включая отношение ребенка к матери);

— изменения чувствительности органов чувств (извращенные реакции на световые и звуковые раздражители) во взаимосвязи с психоэмоциональным состоянием;

— психомоторные нарушения с затруднением адаптации к окружающей среде, вызывающие эмоциональный дискомфорт, нарушение «кинетической мелодии» (адекватная последовательность психомоторных актов) при сохранении стереотипных усвоенных психомоторных актов;

— при поражении червя и ядер шатра возникает вермалфастигиальное нарушение, которое проявляется триадой симптомов [2]: 1) моторные церебелляр-ные расстройства (нистагм, сакады, патологические вестибулоокулярные рефлексы, нарушение равновесия, адиадохокинез); 2) дефицит эмоционального контроля (панические атаки, агрессивность и др.); 3) вегетативные нарушения (тахикардия, гипергидроз и др.). Другие авторы [9] при локализации опухоли в черве мозжечка описывают нарушения речи, поведения и психоэмоциональные проявления.

Можно предположить, что когнитивно-невротический синдром является следствием дисфункции головного мозга, особенно нарушения эмоциогенных/ антиэмоциогенных систем, нейронных связей мозжечка со структурами лимбической системы [9, 11].

Когнитивно-невротический синдром наблюдали у 6 (6,6%) детей при локализации опухоли в левом полушарии мозжечка или черве и у 5 (13,9%) детей — в правом полушарии мозжечка.

У 5 больных преобладали эмоциональные, моти-вационные расстройства, нарушения межличностного взаимодействия, характерные для когнитивно-ау-тистического синдрома.

Морфофункциональной основой этого синдрома являются нейрональные соединения мозжечка со структурами ретикулярной формации, лимбичес-

Таблица 2. Частота когнитивно-аффективных синдромов у детей с опухолью мозжечка.

Когнитивно-аффективный синдром Число наблюдений в зависимости от локализации поражения мозжечка

левое полушарие червь правое полушарие

Латентный (преклинический) 4 11,1 — — 1 2,8

Абортивный 4 11,1 — — 3 8,3

Невротический 6 16,6 6 16,6 5 13,9

Аутистический 1 2,8 3 8,3 1 2,8

Вербальный (мутизм) — — 1 2,8 — —

Психотический — — 1 2,8 — —

Примечание. Указано процентное соотношение к общему числу пациентов с поражением мозжечка.

кои системы, ядрами гипоталамуса, зонами коры большого мозга, особенно лобных долеИ [18, 19]. В генезе аутизма особое место занимает зубчато-та-ламо-корковый путь и структуры социального мозга (лимбическая система, кора лобной и височной долей) [20, 21].

Когнитивно-аутистический синдром выявлен у 2,8% больных — при локализации опухоли в правом или левом полушарии мозжечка и у 8,3% — в черве мозжечка.

Когнитивно-вербальный синдром проявлялся различными расстройствами речи (дизартрия, нарушение плавности речи, аграматизмы, мутизм и др.). Мутизм как наиболее выраженная форма расстройств речи выявлен у 1 (2,8%) ребенка при локализации опухоли в черве мозжечка, его не наблюдали при локализации опухоли в полушариях мозжечка.

Предполагают, что мутизм может быть как мозжечкового, так и внемозжечкового происхождения: поражение коры мозжечка, отек ствола мозга, повышение внутричерепного давления, сдавление структур мозга и др. [1, 13, 14].

По данным литературы, в возникновении мутизма особую роль играют поражение структур червя мозжечка и зубчатых ядер (медианных структур полушарий мозжечка) [8, 12, 22]. Некоторые авторы в возникновении мутизма придают более важное значение не поражению непосредственно структур мозжечка, а повреждению нейрональных зубчато-таламо-корковых связей [23], структур в области ствола мозга (рострально от продолговатого мозга и каудально от мезенце-фальных структур) [24].

Когнитивно-психотический синдром проявлялся такими признаками, как мания и бред, расстройства поведения, агрессивность, выраженные аффективные расстройства, нарушения речи с телеграфическими фразами. В литературе описаны наблюдения возникновения психоза через несколько лет после удаления опухоли мозжечка [2]. Клиническими признаками синдрома являются глубокие расстройства личности, видимо, вследствие нарушения мозжечково-корковых, в первую очередь, мозжечково-лобных ней-рональных связей.

Когнитивно-психотический синдром выявлен у 1 (2,8%) ребенка с опухолью червя мозжечка.

Наличие когнитивно-аффективного, латентного и абортивного синдромов доказывает необходи-

мость применения нейропсихологических тестов в диагностике когнитивно-аффективных расстройств у детей при опухолях мозжечка. Некоторые примеры выполнения теста К^1ег и теста, направленного на выявление расстройств письменной речи у детей с опухолями мозжечка, представлены на рис. 2, 3.

При поражении червя мозжечка у всех больных возникают когнитивно-аффективные синдромы с преобладанием психоэмоциональных расстройств (невротический, аутистический или психотический синдром). Предварительные результаты наших исследований показали, что при поражении червя мозжечка более всего нарушаются «примитивные» эмоции, эволюционно более «старые» (страх и др.), а при поражении полушарий мозжечка — эмоции эволюционно более «молодые», с адаптивными функ-

Рис. 2. Примеры выполнения теста К^1ег здоровым ребенком и больными с опухолью мозжечка. 1 — рисунок здорового ребенка (эталон); 2 — рисунок ребенка при поражении правого полушария мозжечка (когнитивно-аффективный латентный синдром); 3 — рисунок ребенка при поражении левого полушария мозжечка (когнитивно-аффективный невротический синдром); 4 — рисунок ребенка при поражении червя мозжечка (когнитивно-аффективный психотический синдром).

Рис. 3. Примеры нарушений письменной речи у детей с опухолью мозжечка. 1 — при поражении правого полушария мозжечка (когнитивно-аффективный латентный синдром); 2 — при поражении левого полушария мозжечка (когнитивно-аффективный невротический синдром); 3 — при поражении червя мозжечка (когнитивно-аффективный психотический синдром).

циями (оптимизм/пессимизм и др.) [17]. Астенический синдром возникает при поражении различных структур мозжечка с тенденцией к более выраженному проявлению у детей при опухоли червя мозжечка, возможно, вследствие нарушений нейронных связей червя мозжечка со структурами ствола головного мозга, ретикулярной формации, участвующими в процессах энергетического обеспечения функций мозга [2].

Таким образом, у детей с опухолью мозжечка выявляют клинико-нейропсихологические расстройства психоэмоциональных и когнитивных функций различной структуры и выраженности, которые зависят от локализации и латерализации поражения мозжечка. Выводы

1. У детей с опухолью мозжечка выраженность и особенности клинических проявлении психоэмоциональных и когнитивных нарушений зависят от локализации опухоли (червь, полушария мозжечка) и латерализации поражения (левое/правое полушарие мозжечка).

2. У детей с опухолью мозжечка выявляют различные когнитивно-аффективные синдромы: при поражении полушарий — преклинический, абортивный, невротический, аутистический; при поражении червя мозжечка — невротический, аутистический, вербальный, психотический.

3. Для эффективной диагностики когнитивно-аффективных расстройств у детей с опухолью мозжечка, наряду с анализом клинических проявлений, рекомендовано адекватное использование нейропсихологических тестов.

1. Aarsen F.K. Long-term sequelae in children after cerebellar astrocytoma surgery / F.K. Aarsen, H.R. Van Dongen, P.F. Paquier // Neurology. — 2004. — N62.

2. Когнитивные нарушения у больных с артериовеноз-ными мальформациями, каверномами и гематомами мозжечка / С.Б. Буклина, С.Б. Яковлев, Е.Ю. Бухарин [и др.] // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2009. — Т.109, №6. — С.15-23.

3. Daniel S.S.R. Visual disturbance associated with postoperative cerebellar mutism / S.S.R. Daniel, L.E. Moores, M.P. Di Fayio // Pediatr. Neurol. — 2005. — V.32, N2.

4. Posttraumatic stress disorder and fMRI activation patterns of traumatic memory in patiens with borderline personality disorder / M. Driessen, T. Beblo, M. Mertens, M. Piefke // Biol. Psychiatry. — 2004. — V.55, N6.

5. Fuentes C.T. «Motor cognition» — what is it and is the cerebellum involved? / C.T. Fuentes, A.I. Bastian // Cerebellum. — 2007. — V.6, N3. — P.232-236.

6. Gowen E. Behavioural aspects of cerebellar function in adults with Aspenger syndrome / E. Gowen, C. Miall //

Cerebellum. — 2005. — V.4, N4. — P.279-289.

7. Hirsch J.F. Medulloblastoma in childhood. Survival and functional results / J.F. Hirsch, D. Renier, P. Czernichow // Acta Neurochir. — 1979. — N48. — P.1-15.

8. Ivry R.B. The neural representation of time / R.B. Ivry, R.M. Spencer // Curr. Opin. Neurobiol. — 2004. — V.14, N2. — P.225-232.

9. Kotil K. Cerebellar mutism following posterior fossa tumour resection in children / K. Kotil, M. Eras, M. Akcetin // Turk. Neurosurg. — 2008. — V.18, N1. — P.89-94.

10. Kusano Y. Transient cerebellar mutism caused by bilateral damage to the dentate nuclei after the second posterior fossa surgery. Case report / Y. Kusano, Y. Tanaka, H. Takasuna // J. Neurosurg. — 2006. — N104. — P.329-331.

11. Maeshima S. Stroke rehabilitation in a patient with cerebellar cognitive affective syndrome / S. Maeshima, A. Osawa // Brain Ini. — 2007. — V.28, N8. — P.877-883.

12. Marien P. The lateralized linguistic cerebellum: a review and a new hypothesis / P. Marien, S. Engelborghs, F. Fabbro // Brain Lang. — 2001. — N79. — P.580-600.

13. Miall R.C. Disruption of state estimation in the human lateral cerebellum / R.C. Miall, L.O. Christensen, O. Cain // Plo. Biol. — 2007. — V.5, N11. — P.316.

14. Орлов Ю.А. Послеоперационный мутизм при опухолях задней черепной ямки у детей / Ю.А. Орлов, С. Зентани // Вопр. нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. — 2001.

15. Ozgur B.M. The pathophysiologic mechanism of cerebellar mutism / B.M. Ozgur, J. Berberian, H.E. Aryan // Surg. Neurol. — 2006. — N66. — P.18-25.

16. Riva D. The cerebellum contributes to higher functions during development. Evidence from a series of children surgically treated for posterior fossa tumours / D. Riva, C. Giorgi // Brain. — 2000. — V.123, N5. — P.1051-1061.

17. Schmahmann J.D. The neuropsychiatry of the cerebellum

— insights from the clinic / J.D. Schmahmann, J.B. Weilburg, J.C. Sherman // Cerebellum. — 2007. — N6.

18. Steinlin M. The cerebellum in cognitive processes: supporting studies in children / M. Steinlin // Cerebellum.

— 2007. — V.6, N3. — P.237-241.

19. Timmann D. Cerebellar contributions to cognitive functions: a progress report after two decaders of research / D. Timmann, I. Daum // Cerebellum. — 2007. — V.6, N3. — P.159-162.

20. Turqut M. Cerebellar mutism / M. Turqut // J. Neurosurg.

— 2008. — V.105, N6. — P.444-451.

21. Калашникова Л.А. Роль мозжечка в организации высших психических функций / Л.А. Калашникова // Журн. неврологии и психиатрии. — 2001. — №4.

22. Тархан А.И. Нейропсихологическая диагностика минимальной мозговой дефицитарности у больных с зависимости / А.И. Тархан, Т.В. Гурвиц, Р.К. Питман // Усовершенствованная медицинская технология. — СПб.: ФГУ СПб, НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2008. — 60 с.

23. Lacusta V. Cerebelul gti funcfiile cognitive / V. Lacusta.

— Ch^imu, Elena-V.I., 2010. — 219 p.

24. Зуева И.В. Нарушение когнитивных процессов при изолированных инфарктах мозжечка: дис. . канд. психол. наук / И.В. Зуева. — М., 2003. — 104 с.

Лакуста В.М., Литовченко A.I.

Когштивно-афективш синдроми у дггей з пухлиною мозочка

1нститут фгзюлогп i санокреатологп Академп наук Молдови, Нацiональний науково-практичний центр педiатричноí xipypri’i «Академш Наталiя Георпу», м. Кишинiв, Республiка Молдова

Представлен результати клiнiчного i нейропсихолопчного дослiдження, проведеного у 36 дггей з пухлиною мозочка вiком вщ 7 до 18 рокiв (черв’яка мозочка — в 11, лгво! пiвкулi — у 15, право! пiвкулi — у 10).

Застосовували нейропсихологiчнi тести для виявлення мжмально! дисфункцп мозку, особли-востей когштивних i психоемоцiйних функцiй. У дггей за наявностi пухлини мозочка когштивно-афективш розлади мають ргзну структуру та штенсившсть (преклiнiчнi, абортивнi, невротичш, аутистичнi, вербальнi, психотичш синдроми). Особливост когнiтивно-афективних розладiв залежать вщ локалiзацil ураження структур мозочка: за ураження швкуль в основному вияв-ляли преклШчш, абортивнi, невротичнi й аутистичш синдроми; при ураженнi черв’яка мозочка — невротичш, аутистичш, вербальш i психотичш розлади. Виявленi особливосл когштивно-афективних розладiв залежно вщ латералiзацil ураження (лiва/права швкуля мозочка).

Для ефективно! дiагностики когнiтивно-афективних розладiв у д№ей з пухлиною мозочка, поряд з аналiзом клмчних проявгв, рекомендовано адекватне використання нейропсихолопч-них теслв.

Ключов1 слова: мозочок, пухлини, нейропсихологiчнi тести, когттивно-афективт синдроми, dimu.

Лакуста В.Н., Литовченко А.И.

Когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка

Институт физиологии и санокреатологии Академии наук Молдовы, Национальный научно-практический центр педиатрической хирургии «Академик Наталья Георгиу», г. Кишинев, Республика Молдова

Представлены результаты клинического и нейропсихологического исследования, проведенного у 36 детей с опухолью мозжечка в возрасте от 7 до 18 лет (червя мозжечка — у 11, левого полушария — у 15, правого полушария — у 10).

Применяли нейропсихологические тесты для выявления минимальной дисфункции мозга, особенностей когнитивных и психоэмоциональных функций. У детей с опухолью мозжечка когнитивно-аффективные расстройства имеют различную структуру и интенсивность (преклинические, абортивные, невротические, аутистические, вербальные и психотические синдромы). Особенности когнитивно-аффективных расстройств зависят от локализации поражения структур мозжечка: при поражении полушарий выявляли в основном преклинические, абортивные, невротические и аутистические синдромы; червя мозжечка — невротические, аутистические, вербальные и психотические расстройства. Выявлены особенности когнитивно-аффективных расстройств в зависимости от латерализации поражения (левое/правое полушарие мозжечка).

Для эффективной диагностики когнитивно-аффективных расстройств у детей с опухолью мозжечка, наряду с анализом клинических проявлений, рекомендовано адекватное использование нейропсихологических тестов.

Ключевые слова: мозжечок, опухоли, нейропсихологические тесты, когнитивно-аффективные синдромы, дети.

Lacusta V.N., Litovchenko A.I.

Cognitive-affective syndromes in children with cerebellar tumor

Institute of Physiology and Sanocreatology of Academy of Sciences of Moldova, National Scientific and Practical Center of Pediatric Surgery «Academician Natalia Gheorghiu», Chisinau, Republic of Moldova

The results of clinical and neuropsychological investigation, provided among 36 children with cerebellar tumor, aged from 7 to 18 years are presented (tumor of vermis — in 11 cases, of left hemisphere — in 15, of right hemisphere — in 10).

Neuropsychological tests for minimal cerebral dysfunction and cognitive and psycho-emotional functions peculiarities revealing were used. In children with cerebellar tumor the cognitive-affective disorders have different structure and intensity (subclinical, abortive, neurotic, autistic, verbal and psychotic syndromes). Features of cognitive-affective disorders depend on disorders of cerebellar structures localization: hemispheres disorders usually was found at subclinical, abortive, neurotic and autistic syndromes; vermis damages — at neurotic, autistic, verbal and psychotic disturbances. Features of cognitive-affective disorders depending on lesion lateralization (left/right hemisphere of cerebellum) were identified.

For effective diagnostic of cognitive-affective disorders in children with cerebellar tumor, along with analysis of clinical manifestation, adequate use of neuropsychological tests is recommended.

Keywords: cerebellum, tumors, neuropsychological tests, cognitive-affective syndromes, children.

к статье Лакуста В.Н., Литовченко А.И. «Когнитивно-аффективные синдромы у детей с опухолью мозжечка»

Мозжечок играет важную роль в организации моторных процессов, реализации психоэмоциональных, когнитивных, вегетативных и других функций организма. При его поражении эти нарушения иногда, особенно на ранних этапах заболевания, могут нивелировать мозжечковые симптомы и затруднять установление диагноза. У детей с опухолью мозжечка также наблюдают различные когнитивные и психоэмоциональные расстройства, которые иногда достигают степени психоза, когнитивные нарушения — вплоть до мутизма. Этим вопросам посвящена настоящая работа.

Исследование основано на анализе 36 детей в возрасте от 7 до 18 лет со строгой локализацией опухоли в пределах червя или полушарий мозжечка, без признаков поражения ствола мозга. Изучена частота когнитивно-аффективных расстройств на основе применения психологических тестов, систематизированы клинические и нейропсихологические проявления (когнитивно-аффективные синдромы) у детей с опухолью мозжечка. Выделены 6 основных когнитивно-аффективных синдромов.

Наиболее часто обнаруживали невротический синдром — примерно в 16% наблюдений, независимо от локализации поражения. В то же время, другие синдромы четко связаны с локализацией и латерализацией поражения мозжечка.

Авторами установлено, что у детей с опухолью мозжечка выраженность и особенности клинических проявлений психоэмоциональных и когнитивных нарушений зависят от локализации опухоли (червь, полушария мозжечка) и латерализации поражения (левое/правое полушарие мозжечка). Кроме того, у них выявляли различные когнитивно-аффективные синдромы: поражение полушарий чаще обусловливает появление преклини-ческого, абортивного, невротического, аутистического синдромов; поражение червя мозжечка — невротического, аутистического, вербального и психотического расстройств.

Статья имеет отношение больше к неврологии и психиатрии, но с интересом будет принята и нейрохирургами.

Ю.А. Орлов, доктор мед. наук, профессор, заведующий отделением церебральной нейрохирургии детского возраста Института нейрохирургии им. акад. А.П.Ромоданова НАМН Украины

Смотрите так же:

  • Корь вакцинация у взрослых Корь у взрослых — симптомы и лечение Корь – это острое вирусное заболевание, которое является одной из самых заразных и распространенных инфекций. Возбудитель кори – РНК-вирус рода морбилливирусов, который передается воздушно-капельным […]
  • Диета при болях в желудке лечение народными средствами Как лечить желудок народными средствами? Как наладить стул Наладить стул и избавиться от запора помогут такие средства. 2 ст. ложки семян подорожника залейте 2 стаканами кипятка и оставьте в термосе на ночь. Утром процедите. Разделите […]
  • Нурофен сироп при болях в животе Нурофен при головной боли Нурофен – один из наиболее распространенных лекарственных препаратов, который применяется для купирования головных болей, уменьшения воспалительных процессов в организме и нормализации температуры тела. Относится […]
  • Специфические симптомы кори Специфические симптомы кори Корь относится к острым вирусным инфекционным заболеваниям, характеризуется сочетанием катаральной симптоматики со специфической экзантемой. Вирус кори проникает в организм воздушно-капельным путем. […]
  • Когда делать прививки после коклюша Как долго держится иммунитет после прививки от коклюша? Почему в России не ставят привики от коклюша после 4-х летнего возраста? Отвечает Полибин Роман Владимирович Иммунитет после вакцинации против коклюша сохраняется в течение 4-5 лет. […]